?

Log in

No account? Create an account
Делокаров К.Х. Философия и кризис современной цивилизации. - Анархо-примитивизм [entries|archive|friends|userinfo]
Анархо-примитивизм

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Делокаров К.Х. Философия и кризис современной цивилизации. [Mar. 4th, 2014|12:45 pm]
Анархо-примитивизм

a_primitivism

[matses]
<...>

      Сложность ситуации в том, что и сегодня нет полного осознания глубины кризиса, его корней, основ. Нет и единой планетарной стратегии выживания. Все страны, в зависимости от своих возможностей, каждый в одиночку, стараются найти выход из создавшейся ситуации, что малоперспективно. Исследования показывают, что корень кризиса не в природе самой по себе, а в человеке, специфике его деятельности. Именно человек, считаясь со своими все возрастающими потребностями, явился источником глобальных проблем. Ведь в течение многих десятков тысяч лет человек жил в единстве с природой и только в последние тысячи лет, особенно последние столетия актуализировал вопрос о возможностях природы выдержать «агрессию» человека. Именно индустриальная цивилизация, превратила человека в геологически значимое существо, превратила возможность экологического кризиса в действительность. Притом «вина» индустриально развитых стран не только в том, что они живут в экологическом отношении за счет других стран и народов, но и в том, что их стиль жизни, материальное благополучие, отношение к природе и к другим людям стали рассматриваться многими как эталон человеческих взаимоотношений, идеал общественного развития, как та норма к которой нужно стремиться другим странам и цивилизациям. При этом редко ставится вопрос о цене этого благополучия, цене достигнутого качества жизни. Мир долгое время не задумывался над тем, что в принципе природа не может выдержать экологически, энергетически тот уровень жизни, который достигнут в промышленно развитых странах. Тогда встает вопрос: Не обладает ли человек такими скрытыми пороками, как стремление к власти не только над себе подобными, но и над природой?! Может быть сегодняшнее стремление одних стран жить в экологическом плане за счет других отражает атрибутивные пороки человека и созданной им цивилизации?! От ответа на эти вопросы зависит и отношение к вопросу о том, можно ли остановить самодиструкцию человека и природы.

      Ведь, как это не печально, теоретически вполне допустима в будущем ситуация борьбы одних народов с другими за экологически чистое пространство, превращение значительных регионов мира в экологические колонии. Если человечество в целом и дальше будет относиться к глобальным проблемам вообще и экологической в частности так же как и сейчас и радикально не изменит свои потребности, характер экономики и т.д., то произойдет изменение климата, качественные биохимические изменения, исчезновения видов, снижение и иммунной системы и т.д. Все это приведет к значительному углублению кризиса, увеличится качество и характер экологических проблем, встающих перед человеком. В дальнейшем кризис будет иметь более резкие, острые последствия, ибо компенсаторный механизм человека все больше разрушается. Глубина современного кризиса проистекает из того, что он касается основных параметров бытия современной цивилизации - экономического, политического и нравственного. Таким образом сегодняшний кризис касается не отдельных результатов человеческой деятельности, а прежнего способа его бытия как такового. Это кризис Человека, человека производящего, потребляющего, человека экономического. Поэтому сегодняшний кризис означает кризис прежних форм жизнедеятельности, форм рациональности, осмысления Человеком своего места в мире. Глобальность кризиса в том, что в состоянии кризиса оказался не отдельный человек, не отдельный социальный организм и даже не отдельный континент. Кризис касается и не отдельных форм культуры и цивилизаций, не отдельных формаций, а Человека, как социального существа, воспроизводящего свое бытие определенным экономическим и культурным образом. Экологическая несостоятельность прежних способов жизнедеятельности, невозможность решения вставших перед человечеством проблем, частичными мерами, говорит о принципиальных вопросах, которые встали перед человеком как таковым.

<...>

      Жизнь - метаценность. Это общее для всех людей, она должна их объединять. Вот почему глобальные проблемы должны стимулировать объединение мирового сообщества вокруг проблемы выживания. Особенно актуальна в этой связи экологическая проблема. Анализ последней показывает, что сегодня человек защищен постольку поскольку защищена природа. Поэтому деятельность человека должна быть средоподдерживающей. Сегодня же человек в своей практической деятельности чаще всего игнорирует необходимость природосообразности, особенно в области экономики. Даже в тех случаях, когда осознается важность учета экологических параметров, то предпринимаемые меры не столько предупреждают разрушительную деятельность человека, сколько следуют за ошибочной практикой, пытаясь восстановить разрушенное или носят частный, локальный характер.
      Принципиальная, стратегическая экокатастрофичность сегодняшней экономики еще не полностью осознана. Между тем, экокатастрофичной является не только экономика, ее направленность, но и структура знания и структура личности. Процесс получения знания о природе направлен на познание тех свойств природы, которые можно попользовать наиболее выгодным для человека образом в самых разных областях энергетики, машиностроения, и т.д. С самого начала, ученые, расщепляя мир на его составные части, не думали о том, что человек един с этим миром, что человек является частью этого мира и что поэтому умерщвление природы путем ее атомизации и расщепления может привести к умерщвлению человека. В наши дни во многих экологически опасных регионах «охранять природу» - это значит охранять жизнь и здоровье близких, друзей, себя наконец, поскольку сегодня природа это продолжение нашего тела - рук, глаз, возможностей дыхания и т.д. и т.п. Поэтому прав Л.Н.Гумилев, когда доказывает, что завоевание природы представляет «самый мучительный способ видового самоубийства».
      Сегодня во многих случаях благополучие одних стран еще достигается за счет других, бесконтрольного, экологически неосмысленного использования природных богатств других стран, вынужденных по тем или иным причинам решать сегодняшние задачи за счет будущего. Такой подход к проблеме типичен для человека, стремящегося решить проблемы, встающие перед ним, за счет других людей.
    Между тем, стратегически и такая политика недостаточно эффективна, ибо общество не разрешает принципиальный вопрос о взаимоотношении природы и общества, а обходит его, используя сложности системы «природа - общество», наличие в этой системе противоречий.
      Сложность решения экологической проблемы путем частичной корректировки поведения человека XX века связана с тем, что современная человеческая цивилизация не может функционировать, если Homo faber не будет пользоваться достижениями науки и техники и основанной на них экономики. Вот почему трудно перевести на практические рельсы суждения об опасности атомных электростанций, необходимости их закрытия, уменьшения объема добываемой энергии и т.д. и т.п. Современный человек поэтому нуждается в этих продуктах культуры, не может полностью отказаться от них. Более того эти продукты культуры - наука, технология и т.д. - необходимая среда его самореализации, они его орудие, «язык», материальное воплощение. Вот почему проблема будущего столь сложна и противоречива. Сегодня сама структура цивилизации такова, что мы систематически и все в больших размерах воспроизводим экологически опасную стратегию действия, ведущую к дальнейшему ухудшению среды обитания. Чтобы радикально решить проблему необходимо изменить структуру экономически ориентированного «Я», дабы в конце концов можно было начать гуманизацию взаимоотношения человека и природы и тем самым человека и общества, и человека и человека. Гармонизация предполагает уменьшение роли прагматически ориентированной науки, стремящейся к познанию ради сегодняшней пользы, частной выгоды, но забывающей, игнорирующей завтрашнее и вообще будущее.
      Однако, может быть опасения наши преувеличены?! Ведь всегда, когда человек и человечество в своем развитии встречались с казавшимся принципиально неразрешимыми проблемами, говорилось о кризисе. Однако проходило время и человечество справлялось с этими трудностями. Может и сегодня нам не стоит беспокоиться, ибо все само собой образумится?!
      Увы, сегодня принципиально иная ситуация. В XXI век человечество вступает, находясь в уникальной ситуации, когда решается судьба не одного государства, народа, как в прошлом, а человечества в целом. Конечно и сегодня отдельные страны и регионы могут «пережить», другие страны, продлить свою жизнь за счет других стран и народов, используя их природные ресурсы, но в общецивилизационном плане - это временный выход. Спасение - в новом взаимоотношении человека и природы, новой форме деятельности, новом человеке, чья судьба одинаково зависит как от природы, так и от других людей.
      Для того, чтобы решить современные глобальные, особенно экологические проблемы, необходимо единство человеческого рода. Все народы, независимо от различий в области социально-экономических, духовных, религиозных отношений, должны соблюдать один принцип - не навреди природе. Этот лозунг должен стать, если угодно, своеобразной общечеловеческой религией. Для того, чтобы семена этой религии взошли, ее должны поливать все народы мира, осознав глобальное единство живого.

Делокаров К.Х. Философия и кризис современной цивилизации. // Философия и кризис современной цивилизации. М.: «Луч» (РАУ), 1993 с. 10-12, 23-25
LinkReply