?

Log in

No account? Create an account
Джен Лундберг. Пробуждение и Трансформация - Анархо-примитивизм [entries|archive|friends|userinfo]
Анархо-примитивизм

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Джен Лундберг. Пробуждение и Трансформация [Mar. 19th, 2014|09:51 am]
Анархо-примитивизм

a_primitivism

[matses]
[Tags|]

Джен Лундберг - Часть 1. Пробуждение
Перевод: Виктор Постников


Как жить вне системы:  Часть 1. Пробуждение

23 мая 2011 г.
Culture Change

Примечание редактора: Недавно популярный он-лайновый журнал попросил меня написать продолжение статьи "Социальный активизм:  экологические, культурные и экономические преобразования."  Мне задали вопрос: "Что значит сегодня «жить вне пределов Системы»? Как это должно выглядеть?"  Их интерес был вызван моим тезисом:
«Альтернативой умирающей "$истемы" должна стать племенная любовь, которую практиковали задолго до того, как в 1969 г., в Народном парке Беркли,  хиппи положили начало движению "Назад к земле".  Сегодня, некоторые из нас все еще пытаются конструктивно подрывать доминирующую систему, находясь от нее подальше.  Тем самым мы ускоряем – по крайней мере  свои примером – конец корпоративной экономики США. Мы – посланники и охранители живых природных систем. Мы за ненасилие и поддерживаем устойчивую культуру. Возможно самое лучшее, что можно сделать сегодня, это показать скромный и кратчайший путь к непростой трансформации общества.

Я решил разделить статью на две части. В первой части я говорю о тяжелой неустойчивой ситуации, в которой находится окружающий нас мир.  Если мы хотим, чтобы люди начали глубоко задумываться о происходящем и действовать, им необходимы радикальные взгляды. Выпавшие из системы - это не только те, кто вынужденно стал бездомным, но и те, кто, несмотря на материальное благополучие, сознательно от нее отказался. Сегодня все социальные слои стоят перед лицом глубоких перемен.  Перед тем, как описывать в деталях, что значит жить вне системы, я должен раскрыть правду нашего положения.  Во второй части "Как оживить культуру трансформации" я даю конкретные примеры. – Джен Лундберг, Culture Change


Часть 1:  Пробуждение

На данном этапе человеческой истории, грозящей человечеству уничтожением, о кризисе надо говорить во всеуслышанье.  Мы это делаем  с позитивным видением и надеждой на улучшение ситуации. Индивидуально каждый должен освободить ум от пропаганды и мифов, навязанных доминантной культурой. Коллективно, все должны понять, что пора остановить экономику роста.

Скорее всего вы пошли на компромисс и встроились в систему, которая противодействует жизни. Вы не верите, что корпоративные боссы и политики глупы и опасны. Вы все еще верите сладкоголосым массмедиа, что надо надеяться на лучшее – и при всяком удобном случае заниматься сексом и шоппингом.  Для вас самое главное – удержать статус-кво. Покупатели в США боятся сегодня больше всего, когда в универмаг входит кто-нибудь в арабской одежде.

Но без позитивных перемен, затрагивающих корни проблем, ваша работа и все, о чем вы мечтаете, сводиться лишь к продлению «Матрицы» -  запрограммированной и окультуренной жизни в современном Вавилоне.

Поэтому любознательный ребенок становится старичком без воображения, считая своим долгом пройти через турникеты жизни, чтобы заработать развлечение, одобренное кем-то сверху.  Работа для него единственный способ выжить и заработать фальшивую свободу для приобретения  вещей. Гордиться своей работой – все равно что благодарить за то, что вас высекли.

Проводить время перед телевизором, некритично относиться к мобильным телефонам и Фейсбуку – значит дать себя обмануть блестящими поделками. Поверхностные отношения с вещами заменяют вам любовь и природу и ведут в никуда, заполняя землю отходами. Люди, рассчитывающие получать метан из мусорных свалок, не понимают, что наш исторический поезд скоро сойдет с рельс.

Зажатые  обстоятельствами и эксплуатацией, люди ищут развлечений, чтобы уйти от страха. Это порождает иллюзию того, что придет хороший президент и спасет их. Стремление угождать властям привело к тому, что сейчас в США практически  не осталось свободных людей.  Редкий мыслитель отойдет от всеобщего помешательства на профите.  Миллионы гражданских лиц, убитых за последние десятилетия в дюжине войн, проводимых США, выходят за рамки интересов граждан. Вокруг горстки независимо мыслящих - массы униженных и ни о чем задумывающихся людей, шагающих сомнамбулически к пропасти.

Для того, чтобы большинство современных людей смогли наконец думать самостоятельно, необходимо разбить пластиковый фасад цивилизации. Коллапс неизбежен, даже если самостоятельно мыслящие люди не захотят предпринять радикальные действия.

Самое главное сегодня, пока система все еще зарабатывает большие прибыли на WalMart [сеть магазинов – ВП],  пробудить американцев от иллюзий. По крайней мере, кто-то сможет освободить свой ум  и успеть подготовиться к неминуемому коллапсу. Тогда он поможет другим укрепить базу завтрашнего общества.

Но зачем пробуждать, если это лишь откроет глаза на современное общество без фанерного фасада?  Несмотря на все разочарование и всю боль от увиденного,  люди должны понять: есть позитивный выход. Но идея "альтернативной жизни" сегодня считается «незаконной». Поэтому  обывателю остается лишь мечтать о хорошей, мирной  жизни, здоровой биосфере и т.п.

Сегодня есть много расстроенных людей, которые отрицают возможность какого бы то ни было улучшения.  Они уверены, что могущественная элита всегда будет препятствовать  миру и справедливости. Этот пессимистический и довольно таки распространенный взгляд на вещи. Эти люди со страхом ожидают прихода фашизма. Пытаться их переубедить – пустая трата времени. Они давно поставили крест на человеческой природе, и видят в ней даже большее зло, чем в существующей доминирующей системе. И это абберация.

Проницательный человек, хорошо разбирающийся в механике сегодняшней доминирующей системы, должен жить так, чтобы служить примером положительных социальных перемен - как на стадии, предшествующей коллапсу, так и после него, когда общество будет восстанавливаться и строить устойчивую культуру.


Уход из экономики роста

Нефтяная инфраструктура должна быть закрыта. В  идеале это должно быть сделано профессионалами, чтобы спасти климат и поддержать жизнь в здоровых коллективах.  Уголь и ядерная энергия также должны быть прикрыты, поскольку являются частью нефтяной инфраструктуры.

Нужно прекратить поддерживать рост экономики.  До сегодняшнего дня мало уделяется внимания проблеме «пикойла». Будущее без экономического роста означает, что никто уже не сможет обогатиться. И это бьет по ушам тех, кто любит «свободу» частной собственности, жаден до прибылей и капиталистического производства. Ущерб от роста экономики тщательно скрывается промышленниками, спекулянтами и всевозможными оппортунистами. Казалось бы, это должно широко  обсуждаться. Но никто открыто не проповедует  «Движение  за сворачивание роста».

Некоторые верят в насильственное свержение корпоративного государства. Но их так мало, и они настолько разобщены, что что-то объяснять им  - пустая трата времени:  этим уже займется экономический и экологический коллапс. Более многообещающим методом, на мой взгляд, будет  гандиевское ненасильственное сопротивление и неучастие в делах корпоративного государства.

Описывать коллапс так же трудно, как и описывать мир после коллапса.  Положительная сторона коллапса, например, в том, что английский язык прекратит свое существование как глобальный, или второй язык. Начнется восстановление родных языков. За последние несколько десятилетий мы были свидетелями ухода более ста языков, а с ними традиционных культур и древней мудрости. Но ратующие за экономический рост безразличны к утрате культур, они по-прежнему летают в отпуск в Италию на своих реактивных самолетах.

На хайвее 101, к северу от Солванга, видел грузовик с рекламой Cox Petroleum Transport  на американском флаге, с девизом "Мы тащим Америку."

Загрязнители окружающей среды часто используют национальный флаг для оправдания своей практики, и для того, чтобы патриотически настроенные граждане не сомневались, куда идет страна.  Что же собой представляет Америка, которую нефтяная компания «тащит за собой»? Может быть это несколько больше, чем старомодное пугало, которого боится весь мир? Может быть в этой стране еще остались замечательные люди и прекрасные ландшафты? Но если  люди верят в нефть (или ее заменитель - "ученые что-нибудь придумают") как вечный источник энергии и материалов, они безнадежно невежественны.  Это невежество и его симптомы (ожирение, отходы, вера в современные мифы) подрывают системы жизни и препятствуют какому-либо просветлению умов.

Эти архиважные вопросы не получают и 1/100 внимания, которое получает "терроризм". Обыватель уверен в том, что четыре коммандос из Отдела внутренней безопасности должны круглосуточно объезжать в своих черных внедорожниках сонную автостанцию в Санта-Барбаре. Кое-кто может радоваться тому, что Аль-Каида не пройдет мимо крутых ребят (которые лишь точат языки и демонстрируют свою амуницию), но многие считают, что дорогостоящая служба безопасности лишь нервирует прохожих. Если экономика должна процветать по рецепту данному Дж. Бушем сразу после 11 сентября («Занимайтесь шопингом»), тогда ее безусловно следует охранять.

Разве не ясно, что элита превратила страну в «страну госбезопасности» -- то, чего так боялся и о чем предупреждал президент Эйзенхауэр – лишь с одной целью – запугать нас?  Элита боится людей, что, собственно говоря, и должно быть.  Любой из нас не намерен гнуть спину ради  1%  населения, в руках которых сосредоточены  50%  богатства страны.

* * * * *
Часть 2. Трансформация
http://www.proza.ru/2011/06/01/795

ИСТОЧНИК


Джен Лундберг - Часть 2. Трансформация
Перевод: Виктор Постников


26 мая 2011 г.
Culture Change

Почему люди должны предпринимать шаги, чтобы улучшить общество и экосистемы, если коллапс неминуем?  Во-первых, социальный активизм нужен  для смягчения все более ухудшающейся ситуации (все же лучше, чем ничего), во-вторых (и это главное), чтобы (a) практиковать сопротивление и не вступать в порочные сделки, (b) создавать модели устойчивой жизни, совершенствуя навыки и разрабатывая долгосрочные проекты жизни, и (c)  настойчиво поддерживать как традиционные, так и новые проекты коллективной жизни.

Перед тем, как начинать расстраиваться по поводу того, каким трудным будет общество без знакомого всем корпоративного государства и начальников «сверху», полезно вспомнить, каким было природное государство на протяжении большей части существования человека.

Доказано, что племенной и естественный уклад жизни наиболее эффективен и устойчив. Традиционные, аборигенные сообщества жили на протяжении тысяч лет  со своими уникальными культурами. Диапазон культур был колоссален: от матриархата к патриархату, от семейного богатства (часто разделяемого с остальными на праздниках Потлатч)  до эгалитарного коммунизма, от строгих правил жизни до спонтанной и веселой жизни.  Эпизодические случаи насилия, несомненно, имели место, поэтому сообщества раскалывались и люди уходили из племени – однако в этом не было никакой проблемы, т.к. население было небольшим, а места для всех много.

Те, кто отрицают преимущества племенного уклада жизни, умалчивают о том, что древние не могли в таком масштабе портить окружающую среду, как  сегодняшние нефтехимические соединения.  Еще одно возражение против доисторической цивилизации в том, что она уступала нам технологически, а отсюда якобы короткая продолжительность жизни. На самом деле, «примитивные» народы были здоровее нас; все дело в том, что высокая детская смертность, усредненная по продолжительности жизни, статистически уменьшает продолжительность жизни.

Высказывается  опасение, что в будущем невозможно будет спасти массы населения  с помощью энергоемкой, хайтековской  медицины. Человеческая раса потеряет многих недоношенных младенцев и возможно тех, кто родился с кесариевым сечением. Аналогично, не будет стариков, живущих с помощью реанимационных аппаратов, инвалидов, ожиревших и  немощных людей,  существующих за счет медицинских препаратов.
Но это не значит, что мы на это должны рассчитывать.  Сострадание, это также и умение трезво оценивать ситуацию.

Покончив с комфортом, который сегодня обеспечивают деньги, люди смогут приблизиться к природе.  Против этого  категорически выступают те, кто чувствует себя беспомощным или погружен в техно-игрушки и удобную нефтяную экономику. В самом деле, многие считают, что  жизнь без машин, это чудачество со стороны всякого рода маргиналов и эко-фанатов.  Но когда жизнь без машин станет единственно возможным вариантом -  может быть даже очень скоро – и  у нас будут альтернативные системы транспорта на местном и глобальном уровне (велосипеды, парусный транспорт), мы увидим, что транспортные пробки, загрязнение среды и автокатастрофы – совсем не обязательны.

На место современных городов придут эко-города и экодеревни,   будет достаточно  места для огородов и дикой природы.  Парусный транспорт будет перевозить продукты, произведения искусства и туристов, на большие расстояния.


Детальное описание того, как жить вне системы

Всегда были люди, живущие вне своих социальных систем. В далеком прошлом они могли уходить по своей воле или же изгонялись обществом. Но с приходом тоталитарного сельского хозяйства и  цивилизации, прибравшей к рукам все земли,  отдельные бунтари и изгои обрели другую ментальность, чем массы.

Бунтари, ратующие за другую культуру, всегда вели образ жизни, который предполагал выживание и радость жизни.  Некоторые пытались уйти от системы,  в то время как другие оказывали ей сопротивление. Характерный признак такого образа жизни – это прежде всего экономия денег – на индивидуальном уровне (как это делают отшельники), либо коммунальном (сообщества). Некоторые совершенствуют свои навыки по определенной схеме, другие просто радуются жизни и учат других радоваться. Необходимо отметить, что многие, живущие вне системы люди, достигают лишь частичного успеха, но не стремятся к большему.

Проживающая в предместье города типичная семья менее всего стремится жить вне системы. Здесь работает социальная установка на «разделяй и властвуй», способствующая росту экономики. Рабская жизнь (с рабской зарплатой) и участие в «крысиной гонке» могут в определенной степени терпеливо приниматься рабочим, в зависимости от его психологического склада и материального успеха. Но когда здоровье утеряно в результате (a) сидячей жизни, (b) загрязненной воды, еды и воздуха, и (c) западной фармакологии, ослабляющей тело -   свобода делать покупки и заниматься сексом уже не помогают.  В это время, наверное, уже поздно менять образ жизни и выходить за пределы системы. Но никогда не поздно задать вопрос самому себе «Почему я так живу?»,  и найти некоторую степень освобождения.

По иронии, живущие внутри системы менее ориентированы на коллективную жизнь, чем нонконформисты или бунтари, живущие вне ее.  В самом деле, живущие вне системы, настроены прежде всего на укрепление сообщества. Что достигается в коммунах. Мы видим, что благодаря пропаганде и промывке мозгов слово "коммунизм» демонизировано, хотя его корни в таких словах как «общее» и «общество».  Капитализм же, отделяет тех, кто манипулирует общественными средствами производства и захватывает ресурсы от "простых" людей с невидимым ярмом на шеях. Государственный социализм – не альтернатива капитализму, потому как также поддерживает рост промышленности. Это всего лишь еще один аспект западной цивилизации,  потерпевший фиаско, потому что не сохранил в чистоте дикую природу и свободный человеческий дух.

Движение «Сделай сам» ( Do It Yourself) можно считать частью анархистского движения. Критиковать это движения (и его побратима -  движения "поделись опытом") может только  извращенный капиталист или тоталитарный демократ. Действительно, что может быть плохого в умении справляться с задачей самому, без лишних трат?  Сегодня повсеместно видна странная тяга к неизведанному, к экзотическим навыкам и продуктам на фоне утраты бережливости.  Бережливость означает  быть экономным и не тратится попусту. Но астрономический долг и жизнь в долг  подстегивают экономический рост.  И максимальные траты означают еще большее обогащение элиты.  Сколько «простых» людей не видят в этом ловушки!  Сколько обманутых!  Это указывает на то, что человеку свойственно слепо следовать за другими и не видеть  угрозы.  Корпоративные масс-медиа упорно игнорируют движение «Сделай сам», движение «Поделись опытом» и бережливость, и, напротив, поощряют потребление и страх.

Хватит общих мест. Вот список конкретных дел и методов для тех, кто намерен жить вне системы или подрывать её ради укрепления местного сообщества:

• Поддерживайте тех, кто получает удовольствие от самодостаточности  и уходит от хитростей системы, стремящейся лишить вас природной энергии.  Взаимопомощь поддержит вас и поможет укрепить отношения, которые намного дороже всяких денег.
• Ищите радость жизни и будьте творческими людьми.  Поступая так, вы отсоединитесь от машин, приносящих лишь разрушение и ложное удовлетворение. Например, играйте с друзьями на акустических гитарах вместо электрических инструментов.  Встречайтесь  и говорите с живыми людьми, вместо того, чтобы использовать сотовые телефоны или и-мейл, или Фейсбук.
• Забудьте о времени, и сконцентрируйтесь на качестве ваших действий. Можно быстро слетать на другой континент, выиграв время, но потерять при этом больше.
• Из-за того, что система стала глобализированной торговлей, приводимой в действие нефтью и загрязняющим транспортом, покупать местные товары - значит выполнять акт независимости  или даже неповиновения. Уменьшать дистанцию, на которую перевозятся товары, значит сопротивляться.
• Покупка секонхендовских, а не новых («заграничных») товаров,  еще больше укрепляет местную экономику. Зная продавца или производителя, вы начинаете доверять товару, а может быть, даже сами захотите обучиться этому искусству.
• Защищайте Мать-Природу.  Система ненавидит это, поскольку живет за счет земельных ресурсов,  и превращает дикую природу в асфальт,  бетон или пустырь.  Поля агробизнеса пропитаны искусственными удобрениями и пестицидами, а его техника работает на нефтяном топливе. Бойкот ГМО и выращивание своей собственной еды – самое естественное занятие, которое также можно приравнять к акту неповиновения.
• Жить на природе не означает, что вы должны жить под мостом. Бездомных можно приравнять к работающим.  Образ вечно скитающегося, неприкаянного человека, конечно, ужасен.  Другое дело, если вам нравится переезжать с места на место и жить на природе.  Оплачивать посещение стоматолога, впрочем, может быть вам не по плечу. Американская империя предпочитает не оказывать социальную медицинскую помощь, поэтому многие живут «на пределе».
• Миграция может спасти от несчастий, связанных с изменением климата.  Например бездомные в Портленде, шт. Орегон, хорошо себя чувствуют  летом, но осенью вынуждены мигрировать на юг, в более теплые края.  Становится все сложнее находить  безопасное место  и подножный корм по мере того, как здоровые земли застраиваются, а толпы новых жителей вытесняют тех, кто хочет жить просто.
• Находить выброшенные или оставленные на обочине товары, также может приносить удовольствие.  Зачем платить,  если что-то отдается бесплатно?
• Если у вас низкий доход и вы не платите налоги, это может снизить стресс и дать удовлетворение от того, что налоги не попадут к военным или строителям дорог.
• Самостоятельно воспитывать свой детей, вместо того, чтобы отдавать их незнакомым людям, - часть общей стратегии ухода от системы и воспитания поколения оппозиционеров.
• Некоторые живут вне системы за счет ее обворовывания.  Но при таком образе жизни легко скатиться к неэтическому, асоциальному поведению, унижающему других людей.
• Познавайте другие культуры. Вне пределов американской госбезопасности и корпоративного государства – даже в Мексике с ее экономически порочными WalMarts – существует больше семейной любви и дружеской поддержки, меньше материализма.
• Укрепляйте свое здоровье и выносливость, чтобы снизить зависимость от дорогостоящей медицины.  Более здоровая психика позволит вам легче переносить насилие со стороны системы, принуждающей вас к конформизму и покупке ненужных вещей.
• Инициируйте кооператив, коммуну или общину.  Коллектив – это форма солидарной жизни тех, кто объединился на какой-либо основе. Группа может формироваться из единомышленников, противодействующих индивидуалистической культуре.  Эти акты могут иметь как положительный, так и отрицательный результат;  но в любом случае это необходимый и вдохновляющий опыт.
• В случае болезни или пожилого возраста, или в случае, когда пожилые не могут жить со своими детьми, друзья могут организовать медпомощь.  Это концепция "Племенной медпомощи", о которой говорил писатель Дэниэл Куинн.
• Подготовьтесь к коллапсу со всех сторон,  так, чтобы когда он ударит, вы и ваш коллектив, коммуна, племя и друзья знали точно, что делать.

В результате таких шагов вы почувствуете ясность в отношении того, что еще следует сделать; как опережать события, несмотря на отсутствие широкой поддержки. Вы  будете жить в будущем,   отсоединенном от системы наград за рабское или хищническое существование.

Ваше сообщество – вот ключ от всех проблем, и его надо создавать, даже если система противится этому. Сообщество и взаимная любовь переживут $истему.

* * * * *
Часть 1  эссе «Как туда добраться: Пробуждение»  http://www.proza.ru/2011/05/31/870

Литература:

Degrowth Seminar, Copenhagen Klimaforum09 - Speech by Miguel Valencia
Extinction of Human Languages Accelerating, by Kari Lydersen
Dr. Tim O'Shea: "“The healthiest people in human history were groups who were geographically isolated from “civilization.” Quoted in Inoculation and Deception: The Swine Flu Hoax, by Daniel Zengel
Social Justice Activists Must Take Into Account Ecological, Cultural, and Economic Transformation. Alternet titled it ""Social Movements Will Achieve Little Unless We Embrace the Realities of Petrocollapse" and changed it again to "The World's Political Uprisings Will Change Nothing Until We Embrace the Fact That We're Running Out of Resources."
Pledge for Climate Protection with 10 steps to change lifestyle for not just reversing global warming but getting through petrocollapse
The DIY Movement: Collapse of the petroleum delusion / Rise of the DIY movement, Culture Change Letter #80
John Whitelegg's article "Time Pollution" at sonomatlc.org. The article appeared in the Auto-Free Timesmagazine, Issue 11, 1997.
Dumpstering for Christ, by Sarah Mirk, Portland Mercury
Health care tribe: elder care "insurance" by Jan Lundberg, Culture Change Letter #8, November 2002.

ИСТОЧНИК
LinkReply